Софт-Портал

верн путешествие к центру земли

Рейтинг: 4.7/5.0 (1081 проголосовавших)

Категория: Android: Литература

Описание

Жюль Верн - Путешествие к центру Земли - скачать бесплатно Жюль Верн - Путешествие к центру Земли 1

Жюль Верн - Путешествие к центру Земли 1.0 для Android

Жюль Верн - Путешествие к центру Земли - известный научно-фантастический роман французского писателя Жюля Верна, впервые опубликованный в 1864 году. Он повествует о профессоре Лиденброке, который с племянником Акселем и нанятым гидом Гансом спускается в кратер исландского вулкана. Глубоко под землёй они обнаруживают живых доисторических животных, природные катаклизмы и, что самое главное, огромное подземное море.

Отзывы о Жюль Верн - Путешествие к центру Земли 1.0 для Android

Backgrounds HD Wallpapers

AppMgr III (App 2 SD)

Battery Doctor

File Expert

Pushbullet

Drag Racing

Головоломки со спичками

360 Security

верн путешествие к центру земли:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи, обзоры программ, новости

    Путешествие к Центру Земли (2008) смотреть онлайн бесплатно

    Путешествие к Центру Земли (2008)

    Тревор Андерсон – ученый, которого большинство коллег считают безумцем. Тревор пытается найти своего пропавшего брата, путешествуя по Исландии вместе с племянником Шоном. Брат оставил после себя книгу, в которой рассказал о путешествии к центру Земли, снабдив свой рассказ пометками. Исследуя пометки, Тревор и Шон узнают, что в Исландии живет известный профессор, который может помочь им, но на месте оказывается, что тот давно умер.

    Правда, у него осталась дочь – Ханна, которая решает проводить Шона и Тревора к потухшему вулкану, кратер которого, если верить заметкам пропавшего ученого, ведет в удивительный подземный мир. По пути героев застает гроза, и они оказываются в пещере, выход в которую завален валунами. В поисках другого пути на поверхность Тревор, Ханна и Шон сначала оказываются в заброшенных шахтах, где находят залежи алмазов, а потом – и в таинственном, но прекрасном подземном мире, который населен удивительными и опасными существами.

    Полное содержание Путешествие к центру Земли Верн Ж

    Путешествие к центру Земли [1/13]

    В воскресенье 24 мая 1863 года мой дядя, профессор Отто Лиденброк, быстрыми шагами подходил к своему домику, номер 19 по Королевской улице - одной из самых старинных улиц древнего квартала Гамбурга.

    Наша служанка Марта, наверно, подумала, что она запоздала с обедом, так как суп на плите лишь начинал закипать.

    "Ну, - сказал я про себя, - если дядя голоден, то он, как человек нетерпеливый, устроит настоящий скандал".

    - Вон уже и господин Лиденброк! - смущенно воскликнула Марта, приоткрыв слегка дверь столовой.

    - Да, Марта, но суп может немного повариться, ведь еще нет двух часов. В церкви святого Михаила пробило только что половину второго.

    - Так почему же господин Лиденброк уже возвращается?

    - Он, вероятно, объяснит нам причину.

    - Ну, вот и он! Я бегу, господин Аксель, а вы его успокойте.

    И Марта поспешила вернуться в свою кухонную лабораторию.

    Я остался один. Успокаивать рассерженного профессора при моем несколько слабом характере было мне не по силам. Поэтому я собирался благоразумно удалиться наверх, в свою комнатку, как вдруг заскрипела входная дверь; ступени деревянной лестницы затрещали под длинными ногами, и хозяин дома, миновав столовую, быстро прошел в свой рабочий кабинет.

    На ходу он бросил в угол трость с набалдашником в виде щелкунчика, на стол - широкополую с взъерошенным ворсом шляпу и громко крикнул:

    - Аксель, иди сюда!

    Я не успел еще сделать шага, как профессор в явном нетерпении снова позвал меня:

    - Ну, где же ты!

    Я бросился со всех ног в кабинет моего грозного дядюшки. Отто Лиденброк - человек не злой, я охотно свидетельствую это, но если его характер не изменится, что едва ли вероятно, то он так и умрет большим чудаком.

    Отто Лиденброк был профессором в Иоганнеуме и читал лекции по минералогии, причем регулярно раз или два в течение часа выходил из терпения. Отнюдь не потому, что его беспокоило, аккуратно ли посещают студенты его лекции, внимательно ли слушают их и делают ли успехи: этими мелочами он мало интересовался. Лекции его, согласно выражению немецкой философии, носили "субъективный" характер: он читал для себя, а не для других. Это был эгоистичный ученый, настоящий кладезь знания, однако издававший, при малейшей попытке что нибудь из него почерпнуть, отчаянное скрипение, - словом, скупец!

    В Германии немало профессоров подобного рода.

    Дядюшка, к сожалению, не отличался живостью речи, по крайней мере когда говорил публично, - а это прискорбный недостаток для оратора. И в самом деле, на своих лекциях в Иоганнеуме профессор часто внезапно останавливался; он боролся с упрямым словом, которое не хотело соскользнуть с его губ, с одним из тех слов, которые сопротивляются, разбухают и, наконец, срываются с уст в форме какого нибудь - отнюдь не научного - бранного словечка! Отсюда и его крайняя раздражительность.

    В минералогии существует много полугреческих, полулатинских названий, трудно произносимых, грубых терминов, которые ранят уста поэта. Я вовсе не хочу хулить эту науку. Но, право, самому гибкому языку позволительно заплетаться, когда ему приходится произносить такие, например, названия, как ромбоэдрическая кристаллизация, ретинасфальтовая смола, гелениты, фангазиты, молибдаты свинца, тунгстаты марганца, титанаты циркония.

    В городе знали эти извинительные слабости моего дядюшки и злоупотребляли ими: подстерегали опасные моменты, выводили его из себя и смеялись над ним, что даже в Германии отнюдь не считается признаком хорошего тона. И если на лекциях Лиденброка всегда было много слушателей, то это только потому, что большинство их приходило лишь позабавиться благородным гневом профессора.

    Как бы то ни было, но мой дядюшка - я особенно подчеркиваю это - был истинным ученым. Хотя ему и приходилось, производя опыты, разбивать свои образцы, все же дарование геолога в нем сочеталось с зоркостью взгляда минералога. Вооруженный молоточком, стальной иглой, магнитной стрелкой, паяльной трубкой и пузырьком с азотной кислотой, человек этот был на высоте своей профессии. По внешнему виду, излому, твердости, плавкости, звуку, запаху или вкусу он определял безошибочно любой минерал и указывал его место в классификации среди шестисот их видов, известных в науке наших дней.

    Поэтому имя Лиденброка пользовалось заслуженной известностью в гимназиях и ученых обществах. Хемфри Дэви, Гумбольдт, Франклин и Сабин, будучи проездом в Гамбурге, не упускали случая сделать ему визит. Беккерель, Эбельмен, Брюстер, Дюма, Мильн Эдвардс, Сент Клер Девиль охотно советовались с ним по животрепещущим вопросам химии. Эта наука была обязана ему значительными открытиями, и в 1853 году вышла в свет в Лейпциге книга профессора Отто Лиденброка под заглавием: "Высшая кристаллография" - объемистый труд in folio с рисунками; книга, однако, не окупила расходов по ее изданию.

    Кроме того, мой дядюшка был хранителем минералогического музея русского посланника Струве, ценной коллекции, пользовавшейся европейской известностью.

    Таков был человек, звавший меня столь нетерпеливо. Теперь представьте себе его наружность: мужчина лет пятидесяти, высокого роста, худощавый, но обладавший железным здоровьем, по юношески белокурый, глядевший лет на десять моложе своего возраста. Его большие глаза так и бегали за стеклами внушительных очков; его длинный и тонкий нос походил на отточенный клинок; злые языки утверждали, что он намагничен и притягивает железные опилки… Сущая клевета! Он притягивал только табак, но, правду сказать, в большом количестве.

    А если прибавить, что дядюшкин шаг, говоря с математическою точностью, длиною равнялся полтуаза. и заметить, что на ходу он крепко сжимал кулаки - явный признак вспыльчивого нрава, - то этих сведений будет достаточно для того, чтобы пропала всякая охота искать его общества.

    Он жил на Королевской улице в собственном домике, построенном наполовину из дерева, наполовину из кирпича, с зубчатым фронтоном; дом стоял у излучины одного из каналов, которые пересекают самую старинную часть Гамбурга, счастливо пощаженную пожаром 1842 года.

    Старый дом чуть накренился и, что таить, выпячивал брюхо напоказ прохожим. Крыша на нем сидела криво, как шапочка на голове студента, состоящего членом Тугендбунда; отвесное положение его стен оставляло желать лучшего, но в общем дом держался стойко благодаря древнему вязу, подпиравшему его фасад и весной касавшемуся своими цветущими ветвями его окон.

    Для немецкого профессора дядюшка был сравнительно богат. Дом, со всем содержащимся в нем и содержимым, был его полной собственностью. К содержимому следует отнести его крестницу Гретхен, семнадцатилетнюю девушку из Фирланде. служанку Марту и меня. В качестве племянника и сироты я стал главным помощником профессора в его научных опытах.

    Признаюсь, я находил удовольствие в занятиях геологическими науками; в моих жилах текла кровь минералога, и я никогда не скучал в обществе моих драгоценных камней.

    Впрочем, можно было счастливо жить в этом домике на Королевской улице, несмотря на вспыльчивый нрав его владельца, потому что последний, хотя и обращался со мною несколько грубо, все же любил меня. Но этот человек не умел ждать и торопился обогнать даже природу.

    В апреле месяце дядюшка обычно сажал в фаянсовые горшки в своей гостиной отростки резеды и вьюнков, и затем каждое утро регулярно, не давая им покоя, он теребил их листочки, чтобы ускорить рост цветка.

    Имея дело с таким оригиналом, ничего другого не оставалось, как повиноваться. Поэтому я поспешил в его кабинет.

    Кабинет был настоящим музеем. Здесь находились все образцы минерального царства, снабженные этикетками и разложенные в полном порядке по трем крупным разделам минералов: горючих, металлических и камневидных.

    Как хорошо были знакомы мне эти безделушки минералогии! Как часто я, вместо того чтобы бездельничать с товарищами, находил удовольствие в том, что сметал пыль с этих графитов, антрацитов, лигнитов, каменных углей и торфов! А битумы, асфальт, органические соли - как тщательно их нужно было охранять от малейшей пылинки! А металлы, начиная с железа и кончая золотом, относительная ценность которых исчезала перед абсолютным равенством научных образцов! А все эти камни, которых достаточно было бы для того, чтобы заново построить целый дом на Королевской улице, и даже с прекрасной комнатой вдобавок, в которой я мог бы так хорошо устроиться!

    Однако, когда я вошел в кабинет, я думал не об этих чудесах. Моя мысль была всецело поглощена дядюшкой. Он сидел в своем поместительном, обитом утрехтским бархатом, кресле и держал в руках книгу, которую рассматривал в глубочайшем изумлении.

    - Какая книга, какая книга! - восклицал он.

    Этот возглас напомнил мне, что профессор Лиденброк время от времени становился библиоманом; но книга имела в его глазах ценность только в том случае, если она являлась такой редкостной, что ее трудно было найти, или по крайней мере представляющей по своему содержанию какую нибудь научную загадку.

    - Ну, - сказал он, - разве ты не видишь? Это бесценное сокровище, я отрыл его утром в лавке еврея Гевелиуса.

    - Великолепно! - ответил я с притворным восхищением.

    И действительно, к чему столько шуму из за старой книжонки в кожаном переплете, из за старинной пожелтевшей книжки с выцветшими буквами?

    Между тем профессорские восторженные восклицания не прекращались.

    - Посмотрим! Ну, разве это не прекрасно? - спрашивал он самого себя и тут же отвечал. - Да это прелесть что такое! А что за переплет! Легко ли книга раскрывается? Ну, конечно! Ее можно держать раскрытой на любой странице! Но хорошо ли она выглядит в закрытом виде? Отлично! Обложка книги и листы хорошо сброшированы, все на месте, все пригнано одно к другому! А что за корешок? Семь веков существует книга, а не единого надлома! Вот это переплет! Он мог бы составить гордость Бозериана, Клосса и Пюргольда!

    Рассуждая так, дядюшка то открывал, то закрывал старинную книгу.

    Я не нашел ничего лучшего, как спросить его, что же это за книга, хотя она и мало меня интересовала.

    - А каково же заглавие этой замечательной книги? - спросил я лицемерно.

    - Это сочинение, - отвечал дядюшка, воодушевляясь, - носит название "Хеймс Крингла", автор его Снорре Турлесон, знаменитый исландский писатель двенадцатого века! Это история норвежских конунгов, правивших в Исландии!

    - Неужели? - воскликнул я, сколько возможно радостнее. - Вероятно, в немецком переводе?

    - Фу ты! - возразил живо профессор. - В переводе. Что мне делать с твоим переводом? Кому он нужен, твой перевод? Это оригинальный труд на исландском языке - великолепном, богатом идиомами и в то же время простом наречии, в котором, не нарушая грамматической структуры, уживаются самые причудливые словообразования.

    - Как в немецком языке, - прибавил я, подлаживаясь к нему.

    - Да, - ответил дядюшка, пожимая плечами, - но с той разницей, что в исландском языке существуют три грамматических рода, как в греческом, и собственные имена склоняются, как в латинском.

    - Ах, - воскликнул я, превозмогая свое равнодушие, - какой прекрасный шрифт!

    - Шрифт? О каком шрифте ты говоришь, несчастный Аксель? Дело вовсе не в шрифте! Ах, ты, верно, думаешь, что книга напечатана? Нет, глупец, это манускрипт, рунический манускрипт.

    - Рунический?

    - Да! Ты, может быть, попросишь объяснить тебе это слово?

    - В этом я не нуждаюсь, - ответил я тоном оскорбленного человека.

    Но дядюшка продолжал еще усерднее поучать меня, помимо моей воли, вещам, о которых я и знать не хотел.

    - Руны, - продолжал он, - это письменные знаки, которые некогда употреблялись в Исландии и, по преданию, были изобретены самим Одином! Но взгляни же, полюбуйся, нечестивец, на эти письмена, созданные фантазией самого бога!

    Вместо того чтобы ответить, я готов был упасть на колени, - ведь такого рода ответ угоден и богам и королям, ибо имеет за собой то преимущество, что никогда и никого не может обидеть. Но тут одно неожиданное происшествие дало нашему разговору другой оборот.

    Внезапно из книги выпал полуистлевший пергамент.

    Дядюшка накинулся на эту безделицу с жадностью вполне понятной. В его глазах ветхий документ, лежавший, быть может, с незапамятных времен в древней книге, должен был, несомненно, иметь очень большую ценность.

    - Что это такое? - воскликнул дядюшка.

    И он бережно развернул на столе клочок пергамента в пять дюймов длиной, в три шириной, на котором были начертаны поперечными строчками какие то знаки, достойные чернокнижия.

    Вот точный снимок с рукописи. Мне крайне необходимо привести эти загадочные письмена по той причине, что они побудили профессора Лиденброка и его племянника предпринять самое удивительное путешествие XIX века.

    Профессор в продолжение нескольких минут рассматривал рукопись; затем, подняв повыше очки, сказал:

    - Это рунические письмена; знаки эти совершенно похожи на знаки манускрипта Снорре. Но… что же они означают?

    Так как мне казалось, что рунические письмена лишь выдумка ученых для одурачивания простого люда, то меня отнюдь не огорчило, что дядя ничего не мог понять. По крайней мере я заключил это по нервным движениям его пальцев.

    - Ведь это все же древнеисландский язык, - бормотал он себе под нос.

    И профессор Лиденброк должен был, конечно, знать, какой это язык, ведь недаром он слыл замечательным языковедом. Он не только прекрасно понимал две тысячи языков и четыре тысячи диалектов, которые известны, на земном шаре, но и говорил на доброй части из них.

    Встретив непредвиденное затруднение, он собирался было впасть в гнев, и я уже ожидал бурную сцену, но в это время на каминных часах пробило два.

    Тотчас же приотворилась дверь в кабинет, и Марта доложила:

    - Суп подан.

    - К черту суп, - закричал дядюшка, - и того, кто его варит, и того, кто будет его есть!

    Марта убежала. Я поспешил за нею и оказался, сам не зная как, на своем обычном месте за столом.

    Я подождал некоторое время. Профессор не появлялся. В первый раз, насколько я помню, его не было к обеду. А какой превосходный обед! Суп с петрушкой, омлет с ветчиной под щавелевым соусом; на жаркое телятина с соусом из слив, а на десерт - оладьи с сахаром, и ко всему этому еще прекрасное мозельское вино.

    И все это дядюшка прозевал из за какой то старой бумажонки. Право, как преданный племянник, я почел себя обязанным пообедать и за него и за себя, что и исполнил добросовестно.

    - Невиданное дело! - сказала Марта. - Господина Лиденброка нет за столом!

    - Невероятный случай!

    - Это плохой признак, - продолжала старая служанка, покачивая головой.

    По моему, отсутствие дядюшки за столом не предвещало ровно ничего, кроме ужасной сцены, когда обнаружится, что его обед съеден.

    Я с жадностью доедал последнюю оладышку, как вдруг громкий голос оторвал меня от стола.

    Одним прыжком я был в кабинете дяди.

    - Ясно, что это рунические письмена, - сказал профессор, морща лоб. - Но я открою тайну, которая в них скрыта, иначе…

    Резким жестом он довершил свою мысль.

    - Садись сюда, - продолжал он, указывая на стол, - и пиши.

    В мгновение ока я был готов.

    - А теперь я буду диктовать тебе каждую букву нашего алфавита, соответствующую одному из этих исландских знаков. Посмотрим, что из этого выйдет. Но, ради всего святого, остерегись ошибок!

    Он начал диктовать. Я прилагал все свои старания, чтобы не ошибиться. Он называл одну букву за другой, и, таким образом, последовательно составлялась таблица непостижимых слов:

    m.rnlls esreuel seecJde

    sgtssmf unteief niedrke

    kt,samn atrateS Saodrrn

    emtnael nuaect rrilSa

    Atvaar .nscrc ieaabs

    ccdrmi eeutul frantu

    dt,iac oseibo Kediil

    Когда работа была окончена, дядюшка живо выхватил у меня из рук листок, на котором я писал буквы, и долго и внимательно их изучал.

    - Что же это значит? - повторял он машинально.

    Откровенно говоря, я не мог бы ответить ему на его вопрос. Впрочем, он и не спрашивал меня, а продолжал говорить сам с собой.

    - Это то, что мы называем шифром, - рассуждал он вслух. - Смысл написанного умышленно скрыт за буквами, расставленными в беспорядке, но, однако, если бы их расположить в надлежащей последовательности, то они образовали бы понятную фразу. Как я мыслю, в ней, быть может, скрывается объяснение какого нибудь великого открытия или указание на него!

    Я, с своей стороны, думал, что тут ровно ничего не скрыто, но остерегся высказать свое мнение.

    Профессор между тем взял книгу и пергамент и начал их сравнивать.

    - Записи эти сделаны не одной и той же рукой, - сказал он, - зашифрованная записка более позднего происхождения, чем книга, и неопровержимое доказательство тому мне сразу же бросилось в глаза. В самом деле, в тайнописи первая буква - двойное М, - не встречается в книге Турлесона, ибо она была введена в исландский алфавит только в четырнадцатом веке. Следовательно, между манускриптом и документом лежат по крайней мере два столетия.

    Рассуждение это показалось мне довольно логичным.

    - Это наводит меня на мысль, - продолжал дядюшка, - что таинственная запись сделана одним из обладателей книги. Но кто же, черт возьми, был этот обладатель? Не оставил ли он своего имени на какой нибудь странице рукописи?

    Дядюшка поднял повыше очки, взял сильную лупу и тщательно просмотрел первые страницы книги. На обороте второй страницы он открыл что то вроде пятна, похожего на чернильную кляксу; но, вглядевшись попристальнее, можно было различить несколько наполовину стертых знаков. Дядя понял, что именно на это место надо обратить наибольшее внимание; он принялся чрезвычайно старательно рассматривать его и разглядел, наконец, с помощью своей лупы следующие рунические письмена, которые смог прочесть без затруднения:

    - Арне Сакнуссем! - воскликнул он торжествующе. - Но ведь это имя, я к тому же еще исландское, имя ученого шестнадцатого столетия, знаменитого алхимика!

    Я посмотрел на дядю с некоторым удивлением.

    - Алхимики, - продолжал он, - Авицена, Бэкон, Люль, Парацельс были единственными истинными учеными своей эпохи. Они сделали открытия, которым мы можем только удивляться. Разве не мог Сакнуссем под этим шрифтом скрыть, какое либо удивительное открытие? Так оно должно быть! Так оно и есть!

    При этой гипотезе воображение профессора разыгралось.

    - Весьма вероятно, - дерзнул я ответить, - но какой мог быть расчет у этого ученого держать в тайне столь чудесное открытие?

    - Какой? Какой? Почем я знаю! Разве Галилей не так же поступил с Сатурном? Впрочем, мы увидим: я вырву тайну этого документа и не буду ни есть, ни спать, пока не разгадаю ее.

    "Ну ну!" - подумал я.

    - Ни я, Аксель, и не ты! - продолжал он.

    "Черт возьми! - сказал я про себя, - как хорошо, что я пообедал за двоих!"

    - Прежде всего, - сказал дядюшка, - надо выяснить язык "шифра". Это не должно представлять затруднений.

    При этих словах я живо поднял голову. Дядюшка продолжал разговор с самим собой:

    - Нет ничего легче! Документ содержит сто тридцать две буквы: семьдесят девять согласных и пятьдесят три гласных. Приблизительно такое же соотношение существует в южных языках, в то время как наречия севера бесконечно богаче согласными. Следовательно, мы имеем дело с одним из южных языков.

    Выводы были правильны.

    Но какой же это язык?

    - Сакнуссем, - продолжал дядя, - был ученый человек; поэтому, раз он писал не на родном языке, то, разумеется, должен был отдавать преимущество языку, общепринятому среди образованных умов шестнадцатого века, а именно - латинскому. Если я ошибаюсь, то можно будет испробовать испанский, французский, итальянский, греческий или еврейский. Но ученые шестнадцатого столетия писали обычно на латинском. Таким образом, я вправе признать не подлежащим сомнению, что это латынь.

    Я вскочил со стула. Мои воспоминания латиниста возмущались против утверждения, что этот ряд неуклюжих знаков может принадлежать сладкозвучному языку Виргилия.

    - Да, Латынь, - продолжал дядюшка, - но запутанная латынь.

    "Отлично! - подумал я. - Если ты ее распутаешь, милый дядюшка, ты окажешься весьма сметливым!"

    - Всмотримся хорошенько, - сказал он, снова взяв исписанный мною листок. - Вот ряд из ста тридцати двух букв, расположенных крайне беспорядочно. Вот слова, в которых встречаются только согласные, как, например, первое "nrnlls"; в других, напротив, преобладают гласные, например, в пятом "uneeief", или в предпоследнем - "oseibo". Очевидно, что эта группировка не случайна; она произведена математически. при помощи неизвестного нам соотношения между двумя величинами, которое определило последовательность этих букв. Я считаю несомненным, что первоначальная фраза была написана правильно, но затем по какому то принципу, который надо найти, подверглась преобразованию. Тот, кто владел бы ключом этого шифра, свободно прочел бы ее. Но что это за ключ? Аксель, не знаешь ли ты его?

    На этот вопрос я не мог ответить - и по весьма основательной причине: мои взоры были устремлены на прелестный портрет, висевший на стене, - на портрет Гретхен. Воспитанница дядюшки находилась в это время в Альтоне у одной из родственниц, и я был очень опечален ее отсутствием, так как - теперь я могу в этом сознаться - хорошенькая питомица профессора и его племянник любили друг друга с истинным постоянством и чисто немецкой сдержанностью. Мы обручились без ведома дяди, который был слишком геологом для того, чтобы понимать подобные чувства. Гретхен была очаровательная блондинка, с голубыми глазами, с несколько твердым характером и серьезным складом ума; но это ничуть не уменьшало ее любви ко мне; что касается меня, я обожал ее, если только это понятие существует в старогерманском языке. Образ моей юной фирландки перенес меня мгновенно из мира действительности в мир грез и воспоминаний.

    Я мечтал о моем верном друге в часы трудов и отдохновения. Она изо дня в день помогала мне приводить в порядок дядюшкину бесценную коллекцию камней; вместе со мной она наклеивала на них этикетки. Мадмуазель Гретхен была очень сильна в минералогии! Она могла бы заткнуть за пояс любого ученого. Она любила углубляться в научные премудрости. Сколько чудных часов провели мы за совместными занятиями! И как часто я завидовал бесчувственным камням, к которым прикасалась ее прелестная рука!

    Окончив работу, мы шли вместе по тенистой аллее Альстера до старой мельницы, которая так чудесно рисовалась в конце озера. Дорогою мы болтали, держась за руки; я рассказывал ей различные веселые истории, заставлявшие ее от души смеяться; наш путь вел нас к берегам Эльбы, и там, попрощавшись с лебедями, которые плавали среди белых кувшинок, мы садились на пароход и возвращались домой.

    В то мгновение, когда я в своих мечтаниях уже всходил на набережную, дядя, ударив кулаком по столу, сразу вернул меня к действительности.

    - Посмотрим, - сказал он. - При желании затемнить смысл фразы первое, что приходит на ум, как мне кажется, это написать слова в вертикальном направлении, а не в горизонтальном. Надо посмотреть, что из этого выйдет! Аксель, напиши какую нибудь фразу на этом листке, но вместо того, чтобы располагать буквы в строчку, одну за другой, напиши их в той же последовательности, но вертикально, по пяти или по шести в столбце.

    Я понял, в чем дело, и написал немедленно сверху вниз:

    Я т е Ц р р.

    л е м е о е

    ю б с м г т

    б я е. а х

    л в р д я е

    ю с д о Г н

    - Хорошо, - сказал профессор, не читая написанного. - Теперь напиши буквы, которые получились в столбце, в строчку.

    Я повиновался, получилась следующая фраза:

    "Ятецрр! лемеое юбсмгт бяе,ах лврдяе юсдоГн!"

    - Превосходно! - произнес дядюшка, вырывая у меня из рук листок. - Это уже походит на наш старый документ; гласные и согласные расположены в одинаковом беспорядке, даже прописная буква и запятая в середине слова, совсем как на пергаменте Сакнуссема!

    Я не мог не признать, что эти замечания весьма глубокомысленны.

    - А теперь, - продолжал дядюшка, обращаясь уже непосредственно ко мне, - для того чтобы прочесть фразу, которую ты написал и содержания которой я не понимаю, мне достаточно соединять по порядку сначала первые буквы каждого слова, потом вторые, потом третьи и так далее.

    И дядя, к своему и к моему величайшему изумлению, прочел:

    "Я люблю тебя всем сердцем, дорогая Гретхен!"

    - Ого! - сказал профессор.

    Да, как влюбленный глупец, необдуманно, я написал эту предательскую фразу!

    - Так с. Ты, значит, любишь Гретхен? - продолжал дядюшка тоном заправского опекуна.

    - Да… Нет… - бормотал я.

    - Так с, ты любишь Гретхен! - машинально повторил он. - Ну, хорошо, применим мой метод к исследуемому документу.

    И дядюшка снова погрузился в размышление, которое целиком заняло его внимание и заставило его забыть о моих неосторожных словах. Я говорю "неосторожных", потому что голова ученого была неспособна понимать сердечные дела. Но, к счастью, интерес к документу победил. Глаза профессора Лиденброка, когда он собирался произвести свой решающий опыт, метали молнии сквозь очки; дрожащими пальцами он снова взял древний пергамент. Он был взволнован не на шутку. Наконец, дядюшка основательно прокашлялся и начал диктовать мне торжественным тоном, называя сначала первые буквы каждого слова, потом вторые; он диктовал буквы в таком порядке:

    mmessunkaSenrA. icefdoK. segnittamurtn ecertserrette, rotaivsadua, ednecsedsadne lacartniiiluJsiratracSarbmutabiledmek meretarcsilucoIsleffenSnI

    Сознаюсь, что, кончая дописывать, я волновался: в сочетании этих букв, произносимых одна за другой, я не мог уловить ровно никакого смысла, а я с нетерпением ожидал, что из уст профессора потечет на великолепной латыни торжественная речь.

    Но кто бы мог ожидать этого? Сильный удар кулака потряс стол. Чернила брызнули, перо выпало у меня из рук.

    - Да это совсем не то! - закричал дядюшка. - Тут чистая бессмыслица!

    И пролетев, как пушечное ядро, через кабинет, скатившись по лестнице, словно лавина, он устремился на Королевскую улицу и кинулся бежать во весь дух.

    - Он ушел? - воскликнула Марта, испуганная грохотом входной двери, захлопнутой с такой силой, что затрясся весь дом.

    - Да, - ответил я, - совсем ушел!

    - Как же так? А обед? - спросила старая служанка.

    - Он не будет обедать!

    - А ужинать?

    - Он не будет ужинать!

    - Как? - сказала Марта, всплеснув руками.

    - Да, добрейшая Марта, он не будет больше есть, и никто не будет есть во всем доме! Дядюшка хочет заставить нас всех поститься до тех пор, пока ему не удастся разобрать всю эту тарабарщину, которая решительно не поддается расшифровке.

    - Господи Иисусе! Так нам, значит, ничего не остается, как умереть с голода?

    Я не отваживался признаться, что, имея дело со столь упорным человеком, как мой дядя, нас неизбежно ждет печальная участь.

    Старая служанка, вздыхая, отправилась к себе на кухню.

    Когда я остался один, мне пришло на мысль пойти и поскорее рассказать Гретхен всю эту историю. Но как отлучиться из дома? Профессор мог каждую минуту вернуться. А что, если он меня позовет? А что, если он захочет снова начать свою работу по разгадыванию логогрифа, которую не сумел бы выполнить и сам Эдип? И что будет, если я не откликнусь на его зов?

    Самое разумное было оставаться. Как раз недавно один минералог из Безансона прислал нам коллекцию камнистых жеод, которые нужно было классифицировать. Я принялся за дело. Я выбирал, наклеивал ярлыки, размещал в стеклянном ящике все эти полые камни, в которых поблескивали маленькие кристаллы.

    Но это занятие не поглощало меня всего. Старый документ не выходил у меня из памяти. Голова моя горела, и я был охвачен каким то беспокойством. Я предчувствовал неминуемую катастрофу.

    По прошествии часа мои камни были размещены по порядку. Я опустился в "утрехтское" кресло, запрокинул голову и свесил руки. Потом я закурил трубку, длинный изогнутый чубук которой был украшен фигуркой наяды, и забавлялся, наблюдая, как мало помалу моя наяда, покрываясь копотью, превращалась в настоящую негритянку. Время от времени я прислушивался, не раздаются ли шаги на лестнице, но ничего не было слышно. Где же мог быть теперь дядя? Я представлял его себе бегущим по прекрасной аллее Альтонской улицы, на ходу он в неистовстве сбивает концом своей палки листья с деревьев, чертит какие то знаки на стенах, отсекает головки чертополоха и нарушает покой сонных лебедей.

    Вернется ли он торжествующим или обескураженным? Удастся ли ему разгадать тайну? Рассуждая сам с собой, я машинально взял в руки лист бумаги, на котором выстроился ряд загадочных строк, начертанных моей рукой.

    Я повторял:

    "Что же это означает?"

    Я пытался так сгруппировать буквы, чтобы они образовали слова, но ничего не выходило! Их можно было соединять как угодно, по две, по три, по пяти или по шести, толку от этого не было. Но все же из четырнадцатой, пятнадцатой и шестнадцатой буквы получалось английское слово "ice", а из восемьдесят четвертой, восемьдесят пятой и восемьдесят шестой слово "sir". Наконец, в самой середине документа, на третьей строке, я заметил латинские слова "rota", "mutabile", "ira", "nec", "atra".

    "Черт возьми! - подумал я. - По этим словам дядя, пожалуй, мог бы судить о языке документа. И на четвертой строке я различаю даже еще слово "luco", что означает "священная роща"; правда, на третьей можно прочитать слово "tabiled", совершенно еврейское слово, а на последней - слова "mer", "arc", "mere" - слова чисто французские.

    Было от чего потерять голову! Четыре различных наречия в одной бессмысленной фразе! Какая могла существовать связь между словами "лед", "господин", "гнев", "жестокий", "священная роща", "переменчивый", "мать", "лук", "море"?

    Только последнее и первое слово легко можно было соединить друг с другом; ничего не было удивительного, что в документе, написанном в Исландии, говорилось о "ледяном море". Но остальную часть шифра понять было не так то легко.

    Я боролся с неразрешимой трудностью; мозг мой разгорячился; я хлопал глазами, глядя на листок бумаги, казалось, что все эти сто тридцать две буквы прыгали передо мною, как светящиеся точки мелькают перед закрытыми глазами, когда кровь приливает к голове.

    Я оказался во власти своего рода галлюцинации; я задыхался, мне не хватало воздуха. Совершенно машинально я стал обмахиваться этим листком бумаги, так что лицевая и оборотная стороны листка попеременно представали перед моими глазами.

    Каково же было мое изумление, когда вдруг мне показалось, что передо мной промелькнули знакомые, совершенно ясные слова, латинские слова: "craterem", "terrestre"!

    Разом луч света озарил мое сознание; эти скупые следы навели меня на путь истины; я нашел секрет шифра! Чтобы понять документ, совсем не требовалось его читать сквозь оборотную сторону листа. Нет, загадочные письмена можно было свободно прочесть в том виде, в каком они были начертаны, а именно в том, в каком текст был продиктован. Все остроумные предположения профессора оказывались правильными; он был прав и относительно расположения букв и относительно языка документа! Для того чтобы прочитать это латинское предложение с начала до конца, ему лишь не хватало еще "чего то", и это "что то" открыл мне случай!

    Путешествие к центру земли

    Дополнительная информация об издании

    Твердый переплет, 608 стр.

    Тираж: 3000 экз.

    Интересные факты

    Повествование в «Путешествии к центру Земли» ведётся от лица Акселя. Несмотря на то что роман написан французом, повествование ведётся от лица немца, хотя в большинстве своих произведений Верна нарратив национально нейтрален, изредка «патриотичен» — рассказ обычно ведется от третьего лица, в редких случаях рассказчики французы (профессор Аронакс, Клодиус Бомбарнак, Каззалон).

    Спустя 10 лет после публикации романа, в 1874 году, Леон Дельма обвинил романиста в плагиате. Под псевдонимом Рене де Понжест он выпустил рассказ «Голова Минервы».В письме издателю Жюлю Этцелю Верн пишет:

    Между двумя сюжетами не было и намёка на близость, но имелся один сходный момент, несколько удивляющий: местонахождение гробницы обнаруживается тенью, которую отбрасывает палочка при свете луны, а у меня тень горного пика при солнечном свете указывает на место, откуда начинается спуск к центру Земли. Вот и всё! Рассказ господина де Понжеста кончается примерно там, где начинается мой роман! <…> Даю вам слово чести, я понятия не имел о рассказе господина де Понжеста, когда писал «К центру Земли».

    Процесс, состоявшийся в 1875 году, был проигран Дельма, и тот был приговорён к уплате расходов

    Книга: Верн Ж

    Книга: Верн Ж. «Путешествие к центру Земли»

    Москва - Ленинград, 1929 год. Государственное издательство. Типографский переплет. Сохранность хорошая. Путешествие к центру Земли - научно-фантастический роман популярного французского писателя Жюля Верна. Знаменитый ученый профессор геологии Линденброк случайно обнаруживает в образцах лавы из северного вулкана останки организмов, исчезнувших с лица Земли тысячи лет назад. Это потрясающее открытие становится началом захватывающего приключения - уникальной экспедиции к центру Земли.Через кратер потухшего вулкана отважные путешественники спускаются под землю и открывают там удивительный мир, населенный доисторическими животными

    Содержание

    Отец — адвокат Пьер Верн (1798—1871), ведущий своё происхождение из семьи прованских юристов. Мать — Софи Аллот де ла Фюи (1801—1887), бретонка шотландского происхождения. Жюль Верн был первым ребёнком из пяти. После него родились: брат Поль (1829 ) и три сестры Анна (1836 ), Матильда (1839 ) и Мари (1842 ).

    Жену Жюля Верна звали Онорина де Виан (в девичестве Морель). Онорина была вдовой и имела двоих детей от первого брака. 20 мая 1856 Жюль Верн приехал в Амьен на свадьбу своего друга, где он впервые и встретил Онорину. Через восемь месяцев. 10 января 1857 они поженились и поселились в Париже. где Верн жил уже несколько лет. Через четыре года, 3 августа 1861. Онорина родила сына Мишеля, их единственного ребёнка. Жюль Верн при рождении не присутствовал, так как путешествовал по Скандинавии .

    Учёба и творчество

    Сын адвоката, Верн изучал юриспруденцию в Париже. но любовь к литературе побудила его пойти по другой стезе. В 1850 пьеса Верна «Сломанные соломинки» была с успехом поставлена в «Историческом театре» А. Дюма. В 1852 —1854 гг. Верн работал секретарём директора «Лирического театра», затем был биржевым маклером, не прекращая при этом писать комедии. либретто. рассказы .

    Цикл «Необыкновенные путешествия»

    В 1863 г. опубликовал в журнале Ж. Этцеля «Журнал для образования и отдыха » первый роман из цикла «Необыкновенные путешествия»:

    • «Пять недель на воздушном шаре » (русский перевод 1864 изд. М. А. Головачёва, 306 стр. под названием: «Воздушное путешествие через Африку. Составленное по запискам доктора Фергюссона Юлием Верн»).

    Успех романа вдохновил Верна; он решил и впредь работать в этом «ключе», сопровождая романтические приключения своих героев все более искусными описаниями невероятных, но тем не менее тщательно продуманных научных чудес, рождённых его воображением. Цикл продолжили романы:

    и многие другие.

    Всего Жюль Верн написал 66 романов, в том числе неоконченные, опубликованные в конце XX века:

    • «Священник в 1839 году» (1991 ),
    • «Дядюшка Робинзон» (1991 ),
    • легендарный «Париж в XX веке» (1994 ),

    а также более 20 повестей и рассказов, более 30 пьес, несколько документальных и научных работ.

    Творчество Жюля Верна проникнуто романтикой науки, верой во благо прогресса, преклонением перед силой мысли. Сочувственно описывает он и борьбу за национальное освобождение.

    В романах Ж. Верна читатели находили не только восторженное описание техники, путешествий, но и яркие и живые образы благородных героев (капитан Гаттерас, капитан Грант, капитан Немо), симпатичных чудаковатых учёных (доктор Лиденброк, доктор Клоубонни, Жак Паганель).

    Позднее творчество

    В его поздних произведениях появился страх перед использованием науки в преступных целях:

    • «Флаг родины» (1896 ),
    • «Властелин мира», (1904 ),
    • «Необыкновенные приключения экспедиции Барсака» (1919 ) (роман окончен сыном писателя, Мишелем Верном),

    вера в неизменный прогресс сменилась тревожным ожиданием неизвестности. Однако эти книги никогда не пользовались таким огромным успехом, как его предыдущие произведения. После смерти писателя осталось большое количество не опубликованных рукописей, которые продолжают выходить в свет и поныне.

    Писатель — путешественник

    Жюль Верн не был «кабинетным» писателем, он много путешествовал по миру, в том числе и на своих яхтах «Сен-Мишель I», «Сен-Мишель II» и «Сен-Мишель III». В 1859 он совершил путешествие в Англию и Шотландию. В 1861 побывал в Скандинавии .

    В 1878 году Жюль Верн совершил большое путешествие на яхте «Сен-Мишель III» по Средиземному морю. посетив Лиссабон. Танжер. Гибралтар и Алжир. В 1879 году на яхте «Сен-Мишель III» Жюль Верн вновь побывал в Англии и Шотландии. В 1881 году Жюль Верн на своей яхте побывал в Нидерландах. Германии и Дании. Тогда же он планировал дойти до Санкт-Петербурга. однако этому помешал сильный шторм.

    В 1884 году Жюль Верн совершил своё последнее большое путешествие. На «Сен-Мишеле III» он побывал в Алжире. на Мальте. в Италии и других странах Средиземноморья. Многие его поездки впоследствии легли в основу «Необыкновенных путешествий» — «Плавающий город» (1870 ), «Чёрная Индия» (1877 ), «Зелёный луч» (1882 ), «Лотерейный билет» (1886 ) и других.

    Последние 20 лет жизни

    9 марта 1886 года Жюль Верн был тяжело ранен выстрелом из револьвера психически больным племянником Гастоном Верном, сыном Поля, и о путешествиях пришлось забыть навсегда.

    Незадолго до смерти Верн ослеп. но все так же продолжал надиктовывать книги. Писатель скончался 24 марта 1905 года от сахарного диабета .

    Предсказания

    В своих произведениях он предсказал научные открытия и изобретения в самых разных областях, в том числе акваланги. телевидение и космические полёты:

    • Электрический стул
    • Большие подводные лодки способные длительно находиться в плавании.
    • Самолет («Властелин мира»)
    • Вертолёт («Робур-завоеватель»)
    • Космические корабли и пилотируемые полёты в космос. Лунная программа NASA. Также Жюль Верн предсказал полет на Луну ("С Земли на Луну"). Он точно описал размеры ракеты, точное место старта и даже экипаж: 3 человека.
    • Башня в центре Европы (до строительства Эйфелевой башни ) — описание весьма похоже.
    • Межпланетные путешествия (Гектор Сервадак), запуски космических аппаратов доказывают возможность межпланетных путешествий.
    • Приход Адольфа Гитлера к власти ("Пятьсот миллионов бегумы ")
    Экранизации произведений

    Многие романы Верна были с успехом экранизированы :

    • Таинственный остров (фильм, 1902)
    • Таинственный остров (фильм, 1921)
    • Таинственный остров (фильм, 1929)
    • Таинственный остров (фильм, 1941)
    • Таинственный остров (фильм, 1951)
    • Вокруг света за 80 дней (фильм, 1956)
    • Флаг родины (фильм, 1958)
    • Таинственный остров (фильм, 1961)
    • Таинственный остров (фильм, 1963)
    • Остров приключений
    • Злоключения китайца в Китае (1965 )
    • Таинственный остров (фильм, 1973)
    • Таинственный остров капитана Немо (фильм)
    • Таинственный остров (фильм, 1975)
    • Остров монстров (фильм)
    • Вокруг света за 80 дней (фильм, 1989)
    • Таинственный остров (фильм, 2001)
    • Таинственный остров (фильм, 2005)
    • «20 000 лье под водой» (1907, 1916, 1927, 1954, 1975, 1997, 1997 (II), 2007 и др).
    • «Дети капитана Гранта» (1901, 1913, 1962, 1996; 1936, 1985 СССР и др),
    • «С Земли на Луну» (1902, 1903, 1906, 1958, 1970, 1986),
    • «Путешествие к центру земли» (1907, 1909, 1959, 1977, 1988, 1999, 2007, 2008 и др),
    • «Вокруг света за 80 дней» (1913, 1919, 1921, 1956 Оскар за лучший фильм, 1957, 1975, 1989, 2000, 2004),
    • «Пятнадцатилетний капитан» (1971; 1945, 1986 СССР),
    • «Михаил Строгов» (1908, 1910, 1914, 1926, 1935, 1936, 1937, 1944, 1955, 1956, 1961, 1970, 1975, 1997, 1999).
    Экранизации в СССР

    В СССР было снято несколько фильмов по произведениям Жюля Верна:

    Всего же насчитывается более 200 экранизаций произведений великого писателя. Рекордсменом по числу экранизаций является роман «Михаил Строгов ».

    Неточности

    Многое в произведениях не соответствует действительности. Кроме того, в связанных между собой романах существует множество расхождений в датах, «подгонка» дат к реальным событиям.

    • Климат Огненной Земли и острова Эстадос
    • Климат острова Кергелен .
    • Погодные условия в Сахаре
    • Существование островов Табор и Линкольна. Причём, остров Табор (риф Мария-Тереза ) во времена писателя считался реальным. Это не плод фантазий писателя. Кстати, на некоторых современных картах риф Мария-Тереза также отмечен.
    • Водная поверхность Южного полюса и вулкан на Северном полюсе
    • Преувеличение океанских глубин в романе «20 000 льё под водой » (так в Атлантическом океане указываются глубины в 16 км) - это также не плод фантазий автора, это прежде всего связано с высокой неточностью (в сторону значительного завышения показаний) методов, применявшихся в то время для измерения водных глубин.
    • Расчет полёта «ракеты »
    • «В XXIX веке: один день американского журналиста в 2889 году », видеофон и его аналоги изобретены «немного» раньше.
    • Природа Латвии и этническое происхождение латышей
    • Состояние невесомости только в одной точке между Землей и Луной, из романа «С Земли на Луну». На самом деле невесомость проявляется на протяжении всего полета. Впрочем, не стоит забывать, что роман писался в 60-х годах XIX века.
    • Неточности в описании России и населяющих её народов в романах «Михаил Строгов », «Упрямец Керабан», «Цезарь Каскабель», «Клодиус Бомбарнак» и «Драма в Лифляндии».
    • Предположение в романе «Властелин Мира», что цвет автомобиля будет неразличим, если он двигается со скоростью более 100 миль в час.
    Интересные факты

    Также русские фигурируют в качестве главных героев в романах Верна «Приключения трёх русских и трёх англичан в Южной Африке» (1872 ) и «Гектор Сервадак. Путешествия и приключения в около солнечном мире» (1877 ).