Софт-Портал

кто такой ректор

Рейтинг: 4.8/5.0 (1588 проголосовавших)

Описание

Кто такой Ректор?

Кто такой Ректор?

Ректор - руководитель вуза. В России должность восстановили в 1939 году, до этого момента были директора. Вплоть до семидесятых годов двадцатого века ректора, как правило, существовали лишь в университетах. Остальными высшими учебными заведениями по-прежнему руководили директора.

Чтобы занять должность ректора. кандидату необходимо соответствовать следующим требованиям: высшее профессиональное образование. стаж научной или научно-педагогической работы не меньше пяти лет, наличие ученого звания и ученой степени, дополнительное профессиональное образование в сфере государственного и муниципального управления, экономики, менеджмента, управления персоналом, управления проектами. Кроме того, имеются ограничения по возрасту.

Ректор не должен быть старше шестидесяти пяти лет. Иногда возрастная планка повышается до семидесяти лет. Для этого необходимо представление ученого совета. Трудовой договор с ректором заключается на пять лет. После его окончания следует процедура избрания, в ходе которой возможно самовыдвижение на должность.

В США и странах содружества руководитель высшего учебного заведения именуется канцлером (от латинского cancellarius — секретарь).

Кто Такой Ректор:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи, обзоры программ, новости

    Кто такой ректор

    Толковый словарь

    На сегодняшний день на сайте представлены 4 словаря, словарная база которых содержит более 325 000 статей. Быстрый поиск сразу по всем словарям.

    Большой Энциклопедический словарь

    Большой Энциклопедический словарь - универсальное энциклопедическое издание, самое большое в отечественной практике по широте охвата тем и содержания. Он содержит 100 000 статей и адресован самому широкому кругу читателей. В словаре отражены все сферы жизни общества - история и современность, экономика и география, наука и техника, живопись и литература, кино и музыка. Читатель найдет статьи из области права и политики, гуманитарных и естественных наук, медицины, философии, религии. 30 000 статей отведено биографиям исторических личностей и политиков, деятелей науки и искусства, театра и кино, лауреатов Нобелевских премий, академиков ведущих академий мира, писателей, звезд сцены, спортсменов и т.д. Также содержит статьи о ведущих компаниях планеты. 5 000 статей о растительном и животном мире, о многообразии жизни на Земле. Данные в статьях приводятся по состоянию на 2003 год.

    Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Современный толковый словарь русского языка под редакцией Т.Ф.Ефремовой - самый полный среди существующих толковых словарей по объему словника (около 160 000 словарных статей и более 253 000 семантических единиц). Словник словаря отражает лексический состав русского языка рубежа XX-XXI веков. Помимо общеупотребительной, в словарь вошла и основная терминологическая лексика, в том числе заимствованная в последние годы. Грубая, жаргонная и бранная лексика не включалась.

    Толковый словарь живого великорусского языка Даля

    Словарь живого великорусского языка В. И. Даля самый знаменитый русский толковый словарь. Несмотря на существование словарей-предшественников, диалектных, диахронических, жаргонных словарей, многотомных современных лексикографических описаний, время от времени оказывается, что Словарь Даля отражает русский язык точнее или полнее. Это собрание русской лексики, относящейся, по преимуществу, к диалектам и профессиональным жаргонам, составленное дилетантом-самоучкой, который неоднократно призывал писать как говорим, ратовал за полное избавление русского языка от иноязычных заимствований. Толковый словарь содержит некоторое количество недостоверного материала (окказиональных слов), временами грешит против грамматики (например, приставка регулярно называется предлогом), но парадоксально точно передает как языковые реалии XIX века, так и выразительность доныне существующих говоров.

    Толковый словарь русского языка Ушакова

    Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н.Ушакова, - лучший толковый словарь русского языка советской эпохи. В авторский состав коллектива вошли такие филологи отечественного языкознания, как Д.Н.Ушаков, В.В.Виноградов, С.И.Ожегов, Г.О.Винокур, Б.А.Ларин и Б.В.Томашевский. Кроме общеупотребительных слов, в словаре приведены термины, используемые в науке и технике, а также слова, обозначающие явления и реалии культурной и общественной жизни. Словарная статья включает толкование слова, грамматическую и стилистическую характеристики, этимологическую справку.

    Разница между деканом и ректором

    Разница между ректором и деканом

    Исходное значение слова ректор (лат. rector) можно перевести как правитель, руководитель и даже… губернатор в Римской империи. Кроме того, одно из значений латинского слова recta – прямой. То есть тот, кто осуществляет прямое, непосредственное руководство.

    Так как после падения Римской империи латынь стала языком науки и медицины, то многие термины из нее попали в сферу образования. Это произошло и с ректором. Сначала ректорами называли главных учителей в больших школах, затем и руководителей колледжей, университетов и академий. В России руководители высших учебных заведений тоже назывались и называются ректорами. В некоторых, особенно больших вузах, как Южно-Уральский государственный университет. первое лицо может называться Президент!

    Ректор – должность выборная

    Условия выборов главы каждого учебного заведения оговорены в его Уставе и определяются ученым советом. Как правило, на должность ректора предлагаются кандидатуры из числа профессорско-преподавательского состава данного учебного заведения, утвержденные аттестационной комиссией и согласованные с местными органами власти. Претендент обязан иметь определенные заслуги в своем научном направлении и быть признанным авторитетом в данной области науки.

    Ректорат – административное управление высшего учебного заведения, включает в себя проректоров (заместителей ректора) по разным направлениям работы.

    Руководитель факультета в высшем учебном заведении – академии или университете. Это административная выборная должность, декан избирается ученым советом ВУЗа или факультета. Претендент на эту должность обязан иметь, как минимум, ученую степень кандидата наук.

    В средневековых католических монастырях деканами называли монахов, помогавших аббату в управлении. Ныне это старший священник, наблюдающий за группой приходов. Кроме того, деканом называют главу коллегии кардиналов в римско-католической церкви. Деканом иногда называют лицо, возглавляющего дипломатический корпус в каком-то городе. Исторически decanus – начальник 10 человек в римском войске, по-нашему – десятник.

    Деканат – администрация факультета. Составляет учебные планы, расписание занятий, экзаменов и ведет всю текущую работу непосредственно со студентами.

    Кто такой ректор?

    Кто такой ректор?

    Ректор – слово латинского происхождения, что переводится как «правитель». В эпоху Возрождения ректорами назывались главные учителя и заведующие школами. В России ректор – это глава высшего учебного заведения. Правда, до 1939 года руководителей университетов именовали директорами.

    Ректор обеспечивает учебно-воспитательную и административно-хозяйственную работу вуза. определяет цели и задачи его развития, источники финансирования, издает приказы, утверждает структуру учебного заведения, штат сотрудников и руководит Ученым советом вуза. Он представляет свой вуз на различных мероприятиях. Именно ректор ответственен за качество образования выпускников своего вуза.

    Ректор избирается тайным голосованием на специальной конференции вуза из числа квалифицированных и авторитетных специалистов, имеющих ученую степень и (или) ученое звание. Срок пребывания специалиста в этой должности составляет 5 лет, после чего он может переизбираться, если его возраст не будет превышать 65 лет.

    У ректора есть несколько заместителей по разным направлениям работы. Их называют проректорами. и вместе с ректором они образуют ректорат .

    Отметим, что в США функции ректора выполняет канцлер, а в некоторых германских вузах главу вуза называют президентом. Во Франции ректором именуют человека, возглавляющего учебный округ, то есть «академию».

    __________________________

    Это может быть интересным:

    Кто такой ректор? а профессор? а фольклор?

    Кто такой ректор? а профессор? а фольклор?

    Остальные ответы

    Александр Пысин Профи (597) 7 лет назад

    Ректор-тоже что директор школы, только он директор университета. Профессор то кто защитил научную работу и имеет некоторые патенты.

    Ямпольский Борис Профи (534) 7 лет назад

    ректор - глава высшего учебного заведения.

    профессор - ученое звание, обычно присваевается научному работнику с ученой степенью не ниже доктора наук, но бывают и исключения (кандидаты). Профессура может быть как в высших учебных, так и просто научных институтах.

    фольклор - народное творчество

    lora ilina Просветленный (33719) 7 лет назад

    Ре́ктор (от лат. rector — правитель, руководитель) — руководитель высшего учебного заведения. В эпоху Возрождения ректорами назывались главные учителя и заведующие многоклассными школами. Во Франции ректором называется также лицо, возглавляющее учебный округ («академию»). Ректор в порядке, установленном уставом высшего учебного заведения, избирается из числа кандидатур, согласованных с аттестационной комиссией соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти или исполнительно-распорядительного органа городского округа, тайным голосованием на общем собрании (конференции) на срок, не превышающий 5 лет, по результатам обсуждения программ претендентов (претендента) .

    Порядок выдвижения кандидатур на должность ректора, сроки и процедура проведения выборов ректора определяются учёным советом высшего учебного заведения. Порядок выдвижения кандидатур должен предусматривать возможность самовыдвижения.

    После избрания ректора между ним и органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, в ведении которых находится такое высшее учебное заведение, заключается трудовой договор на срок, не превышающий 5 лет.

    В государственных и муниципальных высших учебных заведениях должность ректора замещаются лицами, возраст которых не превышает 65 лет, независимо от времени заключения трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста 65 лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации. По представлению учёного совета учредитель имеет право продлить срок пребывания ректора в своей должности до достижения им возраста 70 лет.

    Профессор — 1) учёное звание преподавателя высшего учебного заведения (профессор по кафедре) или сотрудника научного учреждения (профессор по специальности) ; 2) должность преподавателя высшего учебного заведения.

    При переводе этого титула с/на иностранные языки нужно быть осторожным, поскольку титулов со словом «профессор». например, в американской системе образования насчитывается около десятка.

    Фолькло́р (англ. folklore) — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос). народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы). театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол). танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

    Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания. Некоторые исследователи относят к народному творчеству также все виды непрофессионального искусства (самодеятельное искусство, в том числе народные театрыВ буквальном переводе Folk-lore означает: народная мудрость, народное знание. Этим термином сначала обозначали только сам предмет науки, но иногда стали им называть и научную дисциплину, этот материал изучающую; однако затем последнюю стали называть фольклористикой. Помимо термина «фольклор» в научном обиходе разных стран встречаются и другие термины: немецкий — Volkskunde, в более узком значении слова — Volksdichtung; французский — Traditions populaires. В XIX в. в России господствовал несколько расширительно толковавшийся термин «народная словесность» или «народная поэзия» .

    Похожие вопросы

    Кто такой ректор

    Блог о бизнесе

    Кто такой ректор. Какие обязанности у декана. Что значит тьютор ?

    Придя в вуз после школы, конечно, бывает трудно сразу сориентироваться «who is who».

    В этой статье мы и расскажем о тех начальниках в вузе, от которых зависит Ваша студенческая жизнь.

    Итак, начнем с верхушки.

    Ректор – это глава вуза. Он полностью отвечает за всю деятельность в вузе. Ректор принимает и увольняет сотрудников, в том числе и преподавателей, подписывает все приказы.

    Но должность ректора государственного и негосударственного вуза имеет некоторые отличия.

    Так, в государственном вузе ректор избирается учредителем вуза на специальной комиссии, при этом кандидат должен соответствовать определенным требованиям. Ректор избирается на пять лет. За работу вуза ректор отчитывается перед учредителем.

    В негосударственном вузе учредитель сам может быть ректором или назначить ректора по своему выбору и на неопределенный срок.

    Ректор имеет несколько заместителей – проректоров (в маленьком негосударственном вузе может быть и один проректор). Когда ректор уезжает в командировку или уходит в отпуск, он свои обязанности возлагает на одного из проректоров.

    Ректор и проректоры образуют ректорат .

    Проректор.

    Проректора помогают ректору в управлении вузом и отвечают за различные сферы деятельности. Чем крупнее вуз, тем больше в нем проректоров. В зависимости от контролируемой сферы деятельности различают проректора по административно-хозяйственной части, по науке, по воспитательной работе, по учебной части и т.д. Из всех проректоров студент больше всего взаимодействует с проректором по учебной части. Для студента он на втором месте по принятию решений. Также он может называться проректором по учебно-воспитательной части, по учебно-методической части.

    Вуз состоит из нескольких факультетов или подразделений (институтов). Так вот, главой каждого факультета является декан. Декан отвечает за учебу и поведение студентов, проведение научных исследований на факультете. У декана есть заместители – замдекана. Обычно это замдекана по учебной части и замдекана по воспитательной части. Декан и его заместители, а также его секретариат, образуют деканат .

    Если структура вуза состоит не из факультетов, а из отдельных институтов, то должность руководителя института называется директор с теми же обязанностями как и у декана.

    Заведующий кафедрой (завкафедрой).

    Факультет вуза состоит из нескольких кафедр. Каждая кафедра объединяет преподавателей дисциплин одного профиля. Во главе кафедры стоит заведующий кафедрой. Завкафедрой организует учебную, научную работу на кафедре.

    Тьютор, куратор.

    Тьютором называют преподавателя, который организует работу студента дистанционного обучения. Студентам дневного (очного) отделения помогает адаптироваться к учебе куратор. Вообщем, тьютор или куратор – это наподобие классных руководителей в школе. Прикрепляют их, как правило, к одной группе.

    Староста группы.

    Еще одна должность, заслуживающая внимания, — это староста группы. По сути – это общественная нагрузка. Старост или назначает деканат или выбирают сами студенты. Староста группы представляет интересы группы, служит посредником между администрацией и студентами. Староста следит за посещаемостью, успеваемостью, решает организационные вопросы в группе, информирует группу об изменениях в учебном плане, в расписании и так далее.

    О том, как разобраться с такими должностями как профессор, доцент, старший преподаватель и другими, мы расскажем в следующей статье.

    О процедуре избрания ректоров вузов

    О процедуре избрания ректоров вузов

    Текст документа по состоянию на июль 2011 года

    В целях оказания практической помощи подведомственным образовательным учреждениям высшего профессионального образования в соответствии с Федеральным законом от 22.08.96 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2001 N 264, а также с учетом практики работы образовательных учреждений (вузов) Рособразованием направляются рекомендации по процедуре избрания ректоров высших учебных заведений.

    Рособразование предлагает использовать указанные рекомендации при разработке и утверждении ученым советом вуза положения о процедуре проведения выборов ректора.

    Г.А.БАЛЫХИН

    Приложение

    РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЦЕДУРЕ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ РЕКТОРОВ ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ РОСОБРАЗОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Ректор государственного высшего учебного заведения избирается тайным голосованием на общем собрании (конференции) научно-педагогических работников, а также представителей других категорий работников и обучающихся на срок до 5 лет в порядке, установленном уставом вуза.

    Уставом вуза определяется порядок выборов ректора по результатам обсуждения программ претендентов либо по результатам отчета действующего ректора с последующим выбором путем тайного голосования. В уставе излагается один из указанных выше вариантов порядка выборов ректора.

    Ученый совет вуза разрабатывает и принимает своим решением положение о процедуре избрания ректора, включая требования к кандидатам на должность ректора, не противоречащие действующим нормативным и правовым актам Российской Федерации.

    Ученый совет вуза утверждает список кандидатов на должность ректора и направляет данный список в Аттестационную комиссию Министерства образования и науки Российской Федерации по рассмотрению кандидатур на должность ректора государственного высшего учебного заведения.

    Ежегодно приказом Рособразования утверждается график проведения выборов ректоров на предстоящий учебный год с указанием месяца проведения выборов. Во исполнение данного приказа Федерального агентства по образованию ученый совет вуза определяет сроки проведения общего собрания (конференции) по выборам ректора. При принятии решения ученый совет вуза должен определить конкретную дату выборов ректора, которая назначается не ранее чем за 4 месяца и не позднее окончания срока полномочий ректора.

    В соответствии со ст. 20 (п. 3) Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" учредитель вправе продлить срок пребывания в должности ректора, достигшего 65 лет, по представлению ученого совета вуза. Поэтому ректор, желающий продолжить работу в занимаемой должности после достижения возраста 65 лет, должен не позднее чем за 3 месяца до достижения указанного возраста в пределах срока своих полномочий, данных общим собранием (конференцией), подать соответствующее заявление в ученый совет вуза. Ученый совет рассматривает данное заявление и либо выносит представление в адрес Рособразования о продлении срока пребывания ректора в занимаемой должности на срок своих полномочий, либо принимает решение об отказе ему в этом. Решение ученого совета принимается открытым или тайным голосованием в соответствии с регламентом его работы.

    Если ученый совет принимает положительное решение, то представление ученого совета вместе с ходатайством главы администрации субъекта Российской Федерации по месту нахождения вуза должны быть направлены в адрес Рособразования не позднее чем за 1 - 2 месяца до достижения ректором 65 лет. Рособразование, в лице руководителя Рособразования, вправе принять решение о продлении срока пребывания в должности ректора в пределах срока полномочий данный ректору общим собранием (конференцией) на любой срок (1 год, 2 и т.д.) до достижения им 70 лет или принять отрицательное решение. Во всех случаях решение Рособразования письменно доводится до сведения ученого совета вуза, направившего представление о продлении срока пребывания в должности ректора.

    Избранный общим собранием (конференцией) кандидат на должность ректора рассматривается на коллегии Федерального агентства по образованию. Между кандидатом на должность ректора и Федеральным агентством по образованию заключается трудовой договор и издается приказ об утверждении его в должности ректора.

    В положении о процедуре выборов ректора предусматривается:

    - создание комиссии по выборам ректора;

    - утверждение формы бюллетеня по выборам ректора;

    - порядок выдвижения кандидатур на должность ректора и сроки их представления в комиссию по выборам ректора;

    - представление ученым советом вуза списка кандидатур на должность ректора в Аттестационную комиссию Минобрнауки России;

    - нормы представительства, порядок и сроки выборов делегатов от кафедр, факультетов, других структурных подразделений на общее собрание (конференцию) коллектива по выборам ректора;

    - дата проведения общего собрания (конференции) по выборам ректора.

    В случае, если избрание ректора осуществляется не на основе отчета действующего ректора, в комиссию по выборам ректора претенденты представляют в сроки, ею установленные, следующие документы:

    - заявление от кандидатов (кандидата) о намерении принять участие в выборах ректора;

    - протоколы заседаний коллективов подразделений вуза по выдвижению кандидатур к избранию на должность ректора, а также по поддержке кандидатур;

    - автобиографию и список научных трудов кандидата;

    - для претендентов, не работающих в данном вузе, заверенные копии документов о высшем образовании, ученой степени, ученом звании, выписку из трудовой книжки, автобиографию и список научных трудов;

    - дополнительные документы по усмотрению кандидатов.

    В этом случае комиссия по выборам ректора также рассматривает указанные документы и в сроки, установленные ученым советом вуза, передает список кандидатов на утверждение ученому совету. Ученый совет вправе не утвердить кандидата на должность ректора, если он не отвечает квалификационным и иным требованиям, установленным уставом вуза, о чем сообщается претенденту письменно.

    Утвержденный ученым советом и рассмотренный Аттестационной комиссией Минобрнауки России список кандидатов по выборам на должность ректора с указанием занимаемых должностей, мест работы, ученых степеней и (или) ученых званий вывешивается на досках объявлений в вузе не позднее чем за 10 дней до даты общего собрания (конференции). В объявлении также указывается, где можно ознакомиться с программами кандидатов, дата и место проведения общего собрания (конференции) по выборам ректора.

    Общее собрание (конференцию) открывает председатель комиссии по выборам ректора, который оглашает список кандидатов. Общее собрание (конференция) открытым голосованием из своего состава избирает мандатную комиссию по проверке полномочий делегатов общего собрания (конференции) и счетную комиссию.

    Решение мандатной комиссии по проверке полномочий делегатов общего собрания (конференции) оглашается ее председателем до начала тайного голосования и утверждается делегатами общего собрания (конференции) открытым голосованием.

    Члены счетной комиссии раздают делегатам общего собрания (конференции) бюллетени для тайного голосования. После голосования счетная комиссия подсчитывает голоса и принимает соответствующее решение. Протокол счетной комиссии по выборам ректора оглашается ее председателем и утверждается делегатами общего собрания (конференции) открытым голосованием.

    Решение о выборах ректора является действительным, если в голосовании приняли участие не менее 2/3 списочного состава делегатов общего собрания (конференции). Избранным считается кандидат, получивший наибольшее число голосов, но не менее 50% + 1 голос. Если ни один из кандидатов не получил указанного количества голосов, то общее собрание (конференция) вправе принять решение о проведении второго тура голосования. Избранным по результатам второго тура считается кандидат, получивший более 50% голосов делегатов общего собрания (конференции).

    Выборы признаются общим собранием (конференцией) несостоявшимися, если ни один из кандидатов не получил более 50% голосов делегатов общего собрания (конференции), принявших участие в голосовании. При этом процедура проведения новых выборов (начиная с согласования с Рособразованием новой даты выборов) должна включать проведение заново всех вышеуказанных мероприятий.

    Экзамен для ректора

    Станислав Степанович, как стать ректором?

    Это не зависит от самого человека, точнее, зависит не только от него. Что касается меня, то было так: ученый секретарь, член партбюро, декан крупнейшего факультета, секретарь парткома института. Потом были выборы. Я первый «всенародно» избранный ректор УПИ.

    Чем наш вуз отличается от других?

    Масштабностью, порядочностью, трудолюбием и большим успехом.

    Что Вы считаете своей заслугой за годы Вашего ректорства?

    Не развалил Университет, развил его, создал ряд новых факультетов, активизировал студенческую внеучебную деятельность, никому гадостей не делал.

    Связаны ли Ваши дальнейшие планы с новым ректорским сроком?

    Это определится решением коллектива. Выберут меня люди - буду ректором, не выберут - займусь другой работой.

    Если Вы вновь станете ректором, какие нововведения ожидают Университет?

    Без комментариев. Выберут - тогда скажу.

    Для чего Вы баллотировались в Городскую Думу?

    Было стремление своим авторитетом, своим интеллектом помочь городу и области, Сегодня роль образования в обществе резко возросла. Но к образованию тянутся грязные руки, стремясь сделать из него бизнес. В Думе должны работать наиболее знающие, авторитетные люди. К сожалению, я вижу в Думе некоторых депутатов, которые ничем себя не проявили, никому не известны. Это случайные люди. Они рвутся в Думу не ради интересов общества, а ради личных интересов. В результате, вместо законодательной деятельности мы видим в Думе «разборки» почище уголовных. Прежде всего, это отражение недостаточной интеллектуальной и гражданской зрелости общества, непонимание происходящего.

    Как вы относитесь к идее Единого Университета?

    Авторитетнейшие и старейшие университеты, такие, как Оксфорд, Массачусетс, создавались комплексно. В этом есть колоссальное преимущество. У меня подруга - медичка, она меня просвещает в медицине. А я знаю, как устроен механический редуктор, законом Ома ее обольщаю. Идет взаимное проникновение знаний. Жизнь показала, что большие, многопрофильные вузы более устойчивы. Вузы с узкой специализацией в перестройку рухнули. А мы выстояли. Политехнический вуз как корабль во время шторма: он покачивается, зарывается носом, но плывет, а мелкие вузы тонут. Была у нас кафедра истории партии - бойцы, проповедники, оракулы. Началась перестройка - что делать? Они срочно меняли название, перестраивались. А металлург, технарь? Он плавил железо при царизме, при социализме - и дальше будет плавить, оперируя научными принципами.

    И с точки зрения концентрации средств комплексный университет целесообразней. Каждому вузу нужен бассейн, спортзал, лаборатории. Даже у нас нет бассейна. А в УрГУ и спортзала нет, вместо него комната с тремя окнами. Мы бы сделали мощную физическую лабораторию, современную, с большой пропускной способностью, компьютерный центр, классно оснащенные лекционные аудитории, хорошую библиотеку.

    На Совете ректоров мы выступили с инициативой Единого Университета. Первая фраза звучала так; «находясь в трезвом уме и твердой памяти. » Предложение учтено в генеральном плане застройки города, выделено место на той стороне Шарташа. Сейчас Архитектурная академия занимается предпроектной проработкой.

    Наш студгородок так и планировался в 20-е годы. УПИ был за городом, как и положено крупному вузу. Но жизнь пошла своим путем, вокруг стали строиться дома, заводы. Мы оказались в центре города.

    Реализовали ли Вы себя в жизни?

    Я больше склонен к научной деятельности, чем к административной. Но я человек ответственный - «партия сказала «надо», комсомол ответил «есть»! Науку я, конечно, не бросаю. Вот книжка вышла, аспиранты есть, исследования продолжаются. Что полностью себя реализовал, сказать не могу. Если начать жизнь сначала, я бы занимался наукой. Администратор нужен всем, а затем не нужен никому. Выгнали тебя, и некоторые даже здороваться перестают.

    Вы испытываете ностальгию по прошлому?

    Я не склонен идеализировать прошлое. Но есть бесценнейший человеческий опыт, который накапливается столетиями. Цивилизация - это результат непрерывного развития. А мы - «до основания все разрушим»?

    Где учились Ваши дети? Где бы вы хотели, чтобы учились ваши внуки?

    У меня один сын. Наша семья построена на принципах «демократии», и жена мне сказала: «У нас демократия - следующего рожай ты». Сын закончил металлургический факультет УПИ, но, к сожалению, не стал заниматься наукой, хотя у меня есть академическая школа, книги. Дети все ненормальные, они не хотят слушать родителей. Он занялся административно-хозяйственной деятельностью.

    Внучке 10 лет. Но здесь решают родители, а я помогаю, если они обращаются. Девочка динамичная, умненькая, занимается плаваньем. А где она будет учиться - время покажет. Все зависит от самого человека. Бездельника, лодыря посади хоть рядом с Эйнштейном - толку не будет.

    Что Вы делаете в свободное время?

    Такого не бывает. По Толстому, отдых - это смена занятий. Книжку пишу, иду в библиотеку, читаю, по телефону разговариваю. Я привык выкладываться полностью: и в учебе, и на спортивной площадке, и в работе.

    Какие напитки Вы предпочитаете?

    Раньше употреблял все, что наливают, но предпочитаю хорошие крепкие напитки: коньяк, водку, в том числе из чистого спирта. Правда, уже три месяца не употребляю крепких напитков вообще. Я так решил. Некогда!

    Ваше любимое блюдо? Умеете ли Вы готовить сами? Ваш фирменный рецепт?

    Я ем все, хотя теперь в меньших количествах, чем раньше. Сам умею готовить жареную картошку, яичницу с салом. Но мое фирменное блюдо - это фасолевый суп.

    Фасолевый суп.

    Фирменный рецепт приготовления.

    Интеллектуальная собственность С.С. Набойченко, охраняется законом

    Замочить фасоль (да не там, а в кастрюле!), оставить на сутки. Затем добавить очищенную и нарезанную ломтиками картошку и варить до готовности. Заправить перцем и лавровым листом, посолить по вкусу. Подавать на стол, сметана рядом.

    Есть ли у Вас хобби

    Времени на хобби сейчас нет. Я очень люблю работать с детьми. Правда, мне уже тяжело с ними. Дети ставят в очень жесткие рамки. Когда-то я почти 20 сезонов отработал физруком в пионерских лагерях. До сих пор, встречаясь со мной, уже взрослые люди говорят: «Вы для нас не ректор, а физрук, мы вас таким помним и любим».

    Какую музыку Вы слушаете?

    Благодаря сестре я с детства был приобщен к музыке, играл на кларнете в эстрадном оркестре. Люблю классическую музыку: Моцарта, Бетховена. У меня была замечательная фонотека, но она, к сожалению, сгорела вместе с домом в Макаровке. Сейчас мы, как три поросенка, строим каменный дом, но настроения у меня нет туда ездить: жаль сгоревшего деревянного, это была часть души. А что касается музыки, то, когда в юности встал выбор между музыкой и спортом, я выбрал спорт.

    Понимаете ли Вы студенческий сленг?

    Понимаю, некоторые «словечки» даже сам говорю, например, «прикалываться», «круто», «балдеж». Матерные слова тоже знаю; если меня доводят - так врежу, даже самому неприятно. Но когда ребята пользуются всякими надуманными словами из-за своего литературного бессилия, из-за малой начитанности, из-за низкой речевой культуры, это пугает. Значит, интенсивность работы мозга опережает возможности речевого аппарата: человек хочет что-то сказать, как ребенок, весь в эмоциях, а слов-то не хватает.

    Что на «упийском» языке означает фраза «место встречи изменить нельзя»?

    В наше время означала «у сапога». В фойе ГУКа стоял памятник Орджоникидзе. Он был крупным организатором тяжелой промышленности, много сделал для Урала, поэтому в техническом вузе было естественно поставить ему памятник. Это была мощная фигура, и сапог был на уровне пояса. Однажды прибегает проректор:

    - Станислав Степанович, беда, Орджоникидзе руки опустил!

    - Как опустил?

    А у нас под фойе речка протекает, и от старения, от сырости - он был гипсовый, внутри проволока - у пего опустились руки, и усы опустились. Я сказал: «Несите в музей, восстановим -поставим на место». Его понесли, споткнулись, уронили - и весь он рассыпался. Я думаю, что сейчас эта фраза означает: у памятника Кирову, перед Главным корпусом. Верно?

    - Верно! - сказали мы. - А теперь, пожалуйста, возьмите билет и сдайте зачет.

    Ректор вздрогнул, но виду не подал и мужественно выдержал и это испытание.

    - Станислав Степанович, - сказала я после интервью, я не умею писать елейных текстов. Материал будет объективным. А люди говорят о Вас разное.

    - Пусть говорят, устало ответил ректор. - Солнце и то не всех одинаково греет. Никто не обвинит меня в недобросовестности. А я не все могу сделать, иногда мне интеллекта не хватает. «Хвалу и клевету приемли равнодушно. ». Так, кажется?

    Однако произнес он это отнюдь не равнодушно. Подчеркнул, что его интересует в первую очередь мнение рядовых преподавателей и профессуры. А деканов? А других ректоров? А администрации области? Меньше. Главное - преподаватели.

    Ну что ж, редакция свою работу сделала. Мы беседовали со всеми, от студентов до академиков. Постепенно контуры загадочной фигуры - ректора - начали обретать более определенные черты.

    Мы задавали всем один и тот же вопрос: «Охарактеризуйте ректора цикличность и как руководителя». Ответы перед вами.

    «Миф» или «нормальный мужик»? Что думают о ректоре студенты